10-03-2023

Электрическое оборудование мостовых кранов

Электрическое оборудование мостовых кранов

Электрическая составляющая мостового крана представляет собой взаимосвязанные узлы и агрегаты, обеспечивающие выполнение основных и вспомогательных функций. Это перемещение моста крана и тельфера (тележки в случае двухбалочного крана), подъем и контролируемое опускание груза, поддержка безопасности и управляемости. Электрическое оборудование является неотъемлемой частью устройства мостового крана. В этой статье мы даем краткое описание его особенностей и составных частей.

При подборе комплекта и монтаже электрооборудования для мостового крана учитываются его технические характеристики, требования ПУЭ и регламенты безопасности грузоподъемной техники. Особенностью работы этих машин считается сложный циклический повторно-кратковременный режим с большим количеством пусков, остановок и частой сборкой функциональной схемы по командам машиниста. При значительном разбросе мощности (от 100 - 300 кВт до 1000 кВт) требуется особое внимание к подбору компонентов с оптимальными характеристиками.

Электрическая часть оборудования мостового крана классифицируется по функциональности на основные и вспомогательные компоненты.

Электрический мостовой кран

Основное электрическое оборудование мостового крана

В состав основного оснащения электрических мостовых кранов входят агрегаты и компоненты, обеспечивающие выполнение основных функций:

  • электродвигатели — асинхронные или постоянного тока, в зависимости от требований к мощности и нагрузочной способности, обеспечивают перемещения крана и тельфера, работу крановой лебедки тельфера (тали, тележки);
  • аппаратура и элементы управления — контроллеры для формирования команд машиниста, реле переключения режимов и запуска цепей, пускатели, контакторы для шунтирования и запуска двигателей;
  • электромагнитные устройства тормозных механизмов — толкатели, тормозные генераторы, пуско-тормозные сборки резисторов;
  • устройства защиты — АВ, АЗС, предохранители, реле минимального/максимального тока и напряжения, узел ручного аварийного отключения электропитания;
  • ограничительные и блокирующие устройства — концевые выключатели, ограничители подъема и массы груза, ограничители натяжения и провисания тросов.

Основное электрооборудование подбирается согласно с проектной документацией с учетом стандартов и типовых решений. Из компонентов формируются цепи питания приводных двигателей и тормозов крана.

Вспомогательные устройства в составе электрооборудования мостового крана

К вспомогательной группе относятся узлы и компоненты, из которых формируются цепи основного и аварийного освещения, отопления кабины машиниста, блокировки движения при открытии двери кабины. В этой же группе находятся устройства звуковой и световой сигнализации, приборы КИП, системы оповещения, дополнительной защиты.

На заметку!

Монтаж электрооборудования мостовых кранов входит в состав услуги по сборке и монтажу техники. Приобретенный у нас кран собирается на месте специалистами нашей компании. В группе имеются инженеры и электромонтажники, которым поручается установка и наладка основных и вспомогательных компонентов. Повысить надежность питания нового и действующего мостового крана можно за счет установки троллейных токоподводов силами наших специалистов.

Система электропитания мостового крана

Электропитание мостового крана должно быть организовано с учетом подвижности моста крана (балки) и тельфера. Для подачи электроэнергии используются три основные системы — кабельная (гирляндная), троллейная и комбинированная.

Троллейный токоподвод открытого типа — устаревшая система из железных уголков, которая используется крайне редко по причине повышенной опасности и малой износостойкости.

Троллейный токоподвод закрытого типа — токоподвод в закрытом пластиковом коробе, характеризующийся безопасностью и долговечностью.

Фестонный токоподвод — токоподвод на с-профиле или двутавре малого типа, по которому перемещаются тележки с прикрепленным кабелем.

Кабельная система основана на присоединении к основному щиту крана кабеля, подвешенного на несущем тросе с помощью свободно двигающихся клипс. Она считается достаточно надежной для мостовых кранов, но имеет ограничения по мощности и срокам службы кабеля, который подвергается износу в местах деформации.

Комбинированное питание — основной токоподвод к крану осуществляется с троллеев, а для присоединения к тележке тельфера применяется подвешенная вдоль мостовой балки кабельная гирлянда.

Кабельный токоподвод

Пример кабельного токоподвода

Троллейный токоподвод

Пример троллейного токоподвода

По степени надежности и безопасности среди систем электропитания мостовых кранов средней и большой грузоподъемности лидирует троллейная.

Троллейное питание представляет собой конструкцию из жестко закрепленных на капитальной конструкции направляющих, по которым подается ток. Токосъемники крана скользят по троллеям, снимая напряжение. При монтаже шин троллейного питания необходимо обеспечить расстояние по высоте не менее 3,5 м от нулевого уровня помещения или площадки, или не менее 2,5 м от проходных настилов. В случае невозможности выдержать эти расстояния принимаются меры к ограждению и обозначению. Шины окрашиваются в сигнальные цвета — желтый и красный. Оптимизировать решение можно благодаря комбинированному подключению.


Типовая схема электрооборудования мостового крана

схема электрооборудования мостовых кранов

На приведенной схеме видны особенности системы питания и взаимодействия элементов:

  • в сборке предусмотрено прохождение тока через замкнутые концевые выключатели и ограничители на контакторы и пускатели, любой разрыв в этой цепи делает невозможным запуск исполнительных механизмов;
  • при сбросе и восстановлении питания реле минимального напряжения \ тока размыкает цепи и не дает мостовой балке, тележке и лебедке начать движение;
  • кнопка «СТОП» обеспечивает остановку крана при аварийной ситуации путем принудительного разрыва основной токопроводящей цепи;
  • тормоза мостового крана переходят в активное положение и стопорят все приводы при сбросе питания;
  • для ограничения скорости движения и выбега используются гидротолкатели.

Повысить эффективность управления мостовым краном можно за счет применения современных решений, например, плавное управление асинхронными двигателями через инвертор/преобразователь частоты позволяет ограничить ударные нагрузки на редукторы и износ двигателей.

Варианты исполнения схемы электропитания мостового крана могут отличаться в деталях в зависимости от конкретных условий и особенностей конструкции. Нами представлена и кратко описана принципиальная электрическая схема.

На заметку!

Ремонт и техническое обслуживание электрооборудования мостового крана входит в профиль основной деятельности нашей компании. Наш инженерно-технический состав направляется на объекты по договорам обслуживания, проводит работы по регламентам и передает заказчику кран с полным пакетом необходимых документов.

Производство электрических мостовых кранов

Наше предприятие производит мостовые однобалочные и двухбалочные однопролетные и двухпролетные краны с полным электрооборудованием и сборкой на месте использования. Предлагаем изготовление кранов по типовым проектным решениями и по индивидуальным заказам. При покупке крана вы получаете грузоподъемное оборудование с доставкой, полную сборку, комплекс испытательных и пусконаладочных работ, после которых можете ввести кран в эксплуатацию приказом по предприятию.

Уточнить подробности, получить консультацию и заказать изготовление мостового крана вы можете через наших специалистов. Воспользуйтесь формой обратной связи на сайте или указанными телефонами для прямого звонка.

помощь

Остались вопросы?

Оставьте заявку и наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время.

Файл не выбран
Дополнительная информация
Закажите звонок

Нажимая на кнопку «Заказать звонок», вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с условиями конфиденциальности